На уроке литературы в компьютерном лицее:
— Герасим был это... этим... Ну, звуковой карты У него не было.
...Это сегодня нам кажется, что звук на компьютере был всегда — ведь даже простенькая офисная персоналка сегодня снабжена всем необходимым! Но первые десять лет своего существования персональный компьютер обходился без звука — не считая мерзкого питания встроенного динамика, «озвучивавшего» почти все тогдашние игрушки.
Компания Creative первой заставила звучать компьютер на уровне хорошего музыкального центра. До 90-х гг. звуковые платы совершенствовались, обрастая новыми возможностями — от синтеза звука до поддержки многоканальное™ и встроенных эффектов...
А потом появились первые системные материнские платы со встроенным звуком....
Сегодня же на большинстве системных плат установлена звуковая подсистема типа HD-Audio (High Definition Audio) с поддержкой восьмиканаль-ного звука и аппаратной обработкой объемных эффектов.
Чтобы понять, нужна ли вашему «железному другу» звуковая плата, определите, к какой группе вы относитесь:
Вариант первый.
Вы — «пользователь стандартный», не слишком притязательный. То есть, не против качественного звука, изредка запускаете AudioCD или DVD, раз в месяц отправляете свое сознание плавать по миру новой модной «стрелялки»... Что ж, при наличии новой системной платы вам беспокоиться не о чем: возможностей встроенною звука вам хватит, а на сэкономленные деньги купите хорошую акустику.
Кстати — не поленитесь уточнить, каким именно звуковым кодеком оборудована ваша системная плата. Вариантов здесь немного: как правило, роль встроенного звука выполняет либо микросхема от Creative (Sound Blaster Live), либо более дешевый кодек Realtek ALC850. Понятно, что первый вариант предпочтительнее — в этом случае соблазн выложить сто с лишним долларов за звуковую плату следующего поколения будет минимальным.
Вариант второй.
Вы — игроман, живущий в мире модных «мочилок» или интеллектуальных стратегий. Т. к. все современные игры требовательны к качеству трехмерного звука, смело покупайте крутую плату от Creative, к примеру, Sound Blaster X-Fi, за 100-150 долл., а к ней получайте многоканальную акустику впридачу. Creative — король объемного звука, который обеспечивает еше и неплохое качество при работе с музыкой и просмотре фильмов. Кстати, к звуковой плате вы получите и энное количество разъемов — например, столь нужный для владельцев цифровых камер Fire Wire (IEEE 1394). Но все же помните, что большую часть талантов «креативная» плата проявит в игрушках — и покупается она прежде всего для них.
Вариант третий.
Вы меломан. Ваши стены заставлены стойками с компактами, а винчестеры под завязку забиты тоннами МРЗ-файлов. Трехмерные игровые эффекты вас мало волнуют, но качество звука безумно важно! Идеалом была бы стойка с аппаратурой в десятки тысяч долларов, но не расстраивайтесь — и из вашей персоналки можно выжать приличное звучание, купив полупрофессиональную звуковую плату от Terratec или M-Audio: в области воспроизведения музыки им почти нет равных. Не кидайтесь на самые дорогие модели — плата за 150 долл. вполне подойдет. Главное — поддержка воспроизведения DVD-Audio. И не забудьте про качественные колонки со встроенным усилителем — достаточно двух, ведь для музыки объемный звук не нужен.
Вариант четвертый.
Вы — профессиональный музыкант (или считаете себя таковым). В таком случае к повышенным требованиям к качеству кодека прибавляется минимальное время задержки сигнала (стандарт ASIO 2.0), а также наличие большого количества каналов для подключения внешних источников звука. Очень важен низкий уровень шумов (от минус 120 дБ), наличие полноценных цифровых входов-выходов для соединения компьютера с профессиональной аппаратурой. Пригодится и большая разрядность карты (от 24 бит) и встроенный процессор эффектов. Поддержка нескольких колонок или «объемного» звучания часто отсутствует — серьезным людям игрушки ни к чему... Словом, вот признаки, отличающие дорогие платы от Terratec или Apex стоимостью (приготовьтесь!) от 250 до 700 долл.
Вариант пятый.
Вы любите послушать музыку, но и сами не чужды пения. К тому же не прочь превратить компьютер в караоке-центр. Тогда смело качайте из Сети файлы в формате mid или каг, подключайте микрофон и обзаводитесь платой, «подогнанной» под воспроизведение «синтезированного» звука. Напомним, при MIDI-синтезе в файле не музыка, а только команды процессору платы: «сыграй мне такую-то ноту на таком-то инструменте». Позже появились библиотеки («банки») с образцами звучания реальных инструментов. Чем больше и качественнее банк, тем реалистичнее звучит музыка. Раньше звуковые банки грузились-в собственную память карты, а сейчас — в оперативную память компьютера. Например, карты от Creative обладают большим числом банков, которые нетрудно найти в Сети, и модулями аппаратных спецэффектов. Так что для домашней караоке-студии платы Creative станут едва ли не лучшим выбором.
Какой бы вариант вы ни выбрали, не помешает узнать о том, чем отличаются друг от друга звуковые платы различных категорий.
Количество поддерживаемых колонок.
Сначала все платы с поддержкой «трехмерного» звука ориентировались на систему из двух колонок. Но уже в 1999 г. фирма Creative создала систему из четырех колонок («переднего» и -заднего» плана). При этой же схеме к четырем колонкам может подключить дополнительную — сабвуфер, усилитель низких частот. А сегодня стандартной считается поддержка восьмиканального звука (7.1).
- Современные игрушки. (Они рассчитаны на многоколоночную систему и требуют поддержки громадного количества пространственных спецэффектов).
- DVD-фильмы (звуковая дорожка которых уже «разложена» на нужное число каналов по стандарту Dolby Digital EX).
Сочетание цифрового вывода звука (полное отсутствие искажений и помех) с использованием 8-канальной аудиосистемы «домашнего театра»
(5 основных каналов + 2 канала для создания эффекта объемности звука + низкочастотный динамик-сабвуфер) дает звук небывалой реалистичности.
(!) Если вы чаще слушаете на компьютере музыку, чем играете в «стрелялки», не мучайтесь: количество каналов на качестве звучания не отразится.
Максимальная разрядность, частота записи и воспроизведения звука. До
1999 г. почти все звуковые платы записывали и воспроизводили звук с частотой оцифровки до 44 кГц и разрядностью до 16 бит, что отвечало параметрам звука на обычном AudioCD. Но сегодня, с приходом в звуковой мир новых типов носителей, требования к платам повысились:
- На DVD-дисках частота оцифровки звука — 48 и 96 кГц, разрядность — 24 бит.
- На DVD-Audio (новых аудионосителях) частота дискретизации до 192 кГц. (Для работы с этим форматом идеальна плата стандарта «192/24»).
Максимальные значения разрядности и оцифровки важны и для записи звука. И частота оцифровки при записи у любой модели не превышает 96 кГц.
Зачем так много, если наше ухо с трудом воспринимает даже сигнал частотой 18—20 кГц? Но у оцифрованного звука частоту определяют совсем другие показатели.
В середине XX века американский математик Клод Шеннон и, независимо от него, советский ученый В. А. Котельников (скончавшийся в 2005 г. на 97-м году жизни) доказали теорему, в соответствии с которой для качественной передачи звука частота его «дискретизации» при оцифровке должна быть вдвое большей, чем максимальная частота звучания оригинала. Значит, частота дискретизации в 44,1 кГц дает качественную передачу звука с частотой до 22 кГц.
При оцифровке звука сигнал сильно искажается и упрощается — это ярко проявляется в полосе частот, прилегающих к «пограничной» зоне. Т. е. чем выше частота дискретизации, тем дальше от границы стоит нужный нам «слышимый» диапазон — тем добротнее он будет записан и воспроизведен.
Поддержка стандартов объемного звучания. В аббревиатурах на коробках звуковой аппаратуры легко запутаться — Dolby Digital, AC-3, Dolby EX, DTS, THX... Давайте разберемся:
- Dolby Digital (DD) — стандарты от компании Dolby Laboratories. Этот формат, вышедший в 1992 г., предполагает вывод шестиканального звука (5.1). В нем записаны звуковые дорожки большинства фильмов на DVD. А термин АС-3 обозначает систему компрессии звука, применяемую в этой системе.
- Dolby EX — усовершенствованная модель DD, датируемая 2001 г. Отличается поддержкой двух дополнительных колонок (7.1). Сегодня считается одной из самых интересных технологий трехмерного звучания. но записанных с ее использованием фильмов пока немного.
- DTS - конкурирующий с Dolby Digital стандарт, созданный студией Стивена Спилберга. Поддерживает вывод звука на шесть колонок (5.1), но дает звучание лучшего, чем DD, качества.
- ТНХ - это сертификат одноименной компании режиссера Джорджа Лукаса. По мнению компании, аппаратура со знаком ГНХ обладает идеальным звучанием в любом помещении. Наличие ТНХ-сертифи-ката лишним точно не будет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.